
Новости
25 января 2023 года состоялось заседание Палаты представителей, на котором рассмотрено десять законопроектов.
Открывая заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Андрейченко В.П. обратился с вступительным словом к депутатскому корпусу и приглашенным.

Проектом Закона предусматривается внесение изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, а также в законы Республики Беларусь «О здравоохранении» и «Об оказании психиатрической помощи» в части приведения терминологии заболеваний хроническим алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в соответствие с Международной статистической классификацией болезней.
Проектом Закона
также предлагается корректировка Закона Республики Беларусь «О порядке и
условиях направления граждан в лечебно-трудовые профилактории и условиях
нахождения в них» в части упрощения процедуры направления граждан в
лечебно-трудовые профилактории (ЛТП) с учетом правоприменительной практики.
В связи с этим
проектом Закона:
определяются две
категории граждан, подлежащих изоляции в ЛТП;
уточняется
порядок предупреждения граждан о возможности направления их в ЛТП;
упрощается
процедура медицинского освидетельствования граждан, необходимого для решения
вопроса об их направлении в ЛТП;
устанавливается
обязанность граждан, подлежащих изоляции в ЛТП, выполнять требования
должностных лиц органов внутренних дел и организаций здравоохранения при
проведении медицинского освидетельствования.
Проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Внесение изменений в Закон «Об
охране окружающей среды» вызвано необходимостью приведения его положений в
соответствие с изменениями Конституции Республики Беларусь, иными
законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, а
также совершенствования отдельных его положений с учетом правоприменительной
практики.
Для удобства
правоприменения Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»
излагается в новой редакции. Изменяется его структура, позволяющая
последовательно изложить вопросы соответствующего правового регулирования.
В преамбуле
Закона «Об охране окружающей среды», в редакции, предлагаемой законопроектом,
закрепляются положения Конституции Республики Беларусь о возмещении вреда,
причиненного нарушением права на благоприятную окружающую среду.
В целях
единообразия и однозначности терминологии, применяемой в законодательстве в
области охраны окружающей среды, уточняются определения ряда терминов и
вводятся новые. Даются определения терминам «зеленая» экономика,
низкоуглеродная экономика, экосистемные услуги. Учитывая, что количество
отходов, образующихся в результате деятельности человека, постоянно растет и их
воздействие на окружающую среду увеличивается, вводится термин «засорение
отходами», корректируются определения терминов «загрязнение окружающей среды» и
«причинение вреда окружающей среде».
С учетом
направлений социально-экономического развития страны принципы и направления
государственной политики в области охраны окружающей среды дополняются такими
положениями, как экономическая оценка экосистемных услуг; стимулирование
применения наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих
технологий и практик, перехода к «зеленой», низкоуглеродной экономике;
экономическое стимулирование низкоуглеродной экономики; ограничение при
производстве продукции применения веществ и материалов, для которых в
дальнейшем отсутствует возможность их использования в качестве вторичного
сырья.
В целях сохранения устойчивого функционирования экологических систем вводится принцип экосистемного подхода, который позволит комплексно обеспечивать решение вопросов охраны окружающей среды.
В настоящее время
экономическая оценка экосистемных услуг является одним из актуальных
направлений государственной политики в области охраны окружающей среды. Она
отражает вклад экологических систем для общества, их экологическую и
экономическую ценность в составе национального богатства страны, а также
экономическую целесообразность вмешательства, приводящего к изменению состояния
экологических систем. Порядок и условия проведения экономической оценки
экосистемных услуг будет устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.
Проектом Закона
определяются направления развития «зеленой» экономики в Республике Беларусь с
целью устойчивого развития. Внедрение инструментов поддержки «зеленой»
экономики, создание условий для формирования экономики замкнутого цикла
(циркулярной экономики) ориентировано на максимальную замену использования
невозобновляемых природных ресурсов возобновляемыми, ресурсо- и
энергосбережение, минимизацию образования и полноту использования отходов. Их
внедрение позволит снизить нагрузки на окружающую среду.
Также уточняются
экономические механизмы охраны окружающей среды в части установления мер
экономического стимулирования в области охраны окружающей среды, включая
применение наилучших доступных технических методов, ресурсосберегающих
технологий и практик, «зеленых» закупок.
В целях обеспечения полноты правового регулирования вопросов нормирования в области окружающей среды закрепляются положения, определяющие цель установления нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду с учетом видов воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и (или) совокупному воздействию всех источников, находящихся на соответствующей территории. Для особо охраняемых природных территорий вводится такой вид нормативов, как «нормативы допустимой нагрузки на особо охраняемые природные территории».
Принятие проекта
Закона будет способствовать обеспечению экологически благоприятных условий для
жизнедеятельности общества на основе максимально возможного сохранения
экологических систем, предотвращения и снижения вредного воздействия на окружающую
среду хозяйственной и иной деятельности, сбалансированного использования
природно-ресурсного потенциала страны.
Парламентарии
рассмотрели три законопроекта во втором чтении.
Проект Закона «О Всебелорусском
народном собрании».
Законопроект
отражает подходы, обеспечивающие комплексное определение порядка формирования
Всебелорусского народного собрания (ВНС) и реализации им своих полномочий,
принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения
вопросов, отнесенных к компетенции ВНС.
При этом
законопроект содержит положения, закрепляющие право ВНС устанавливать памятные
даты. Также конкретизированы нормы, касающиеся рассмотрения Собранием вопросов
о награждении государственными наградами Республики Беларусь, скорректированы
предписания, связанные с участием делегатов в работе ВНС, в том числе
относительно возмещения расходов по проезду к месту проведения заседаний ВНС и
обратно, по найму жилого помещения и за проживание вне места жительства
(суточные) в связи с участием делегата в заседаниях Собрания и его органов. С
учетом конституционно-правового статуса ВНС и важности принимаемых им решений
предусматривается распространение антикоррупционных правил на делегатов ВНС.
Проект Закона «Об основах гражданского общества».
Законопроект
разработан в целях правового обеспечения регулирования сферы взаимодействия
государственных органов (организаций) и гражданского общества и направлен на
консолидацию усилий личности, общества и государства по реализации национальных
интересов Республики Беларусь.
В законопроекте,
в частности:
определены
понятия «гражданское общество» и «субъекты гражданского общества»;
закреплены
принципы взаимодействия государства и гражданского общества;
установлены
основные задачи взаимодействия государства и субъектов гражданского общества;
регламентированы способы содействия государства развитию гражданского общества;
детализированы
особые формы взаимодействия государства и субъектов гражданского общества.
Проект Закона «Об изменении Избирательного кодекса
Республики Беларусь».
Избирательный кодекс
Республики Беларусь приводится в соответствие с новой редакцией Конституции
Республики Беларусь.
Кроме того,
корректировка Избирательного кодекса Республики Беларусь направлена на
приведение его норм в соответствие с Законом «Об изменении Конституции Республики
Беларусь», Законом «О государственной службе», Декретом Президента Республики
Беларусь от 8 ноября 2021 г. № 7 «Об изменении Декрета Президента Республики
Беларусь», иными законодательными актами.
Законопроект был принят Палатой представителей в первом чтении 14
декабря 2022 года. В ходе его доработки ко второму чтению учтены поступившие
уточняющие предложения от государственных органов. Отдельные нормы проекта
Закона были согласованы с проектом Закона «О Всебелорусском народном собрании».
В ходе заседания
в двух чтениях был принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам
деятельности политических партий и других общественных объединений».
Законопроект
разработан в целях совершенствования законодательства в сфере общественно-политических
отношений, а также с учетом итогов республиканского референдума по вопросу
внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь.
Изменения
предлагается внести в законы Республики Беларусь «О политических партиях» и «Об
общественных объединениях».
В частности, в
сфере партийного строительства предусматривается:
значительное
увеличение минимального порога численности для создания политической партии до
5 000 человек;
необходимость
создания организационных структур политических партий в каждой области и г.
Минске, а также не менее чем в 1/3 районов и городов областного подчинения во
всех областях страны и не менее чем в 1/3 районов г. Минска;
исключение
запрета финансирования за счет средств республиканского или местного бюджета;
повышение
требований к учредителям политической партии, которыми смогут быть лишь
граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в нашей стране и достигшие
18-летнего возраста;
избрание
руководящего органа политической партии не реже одного раза в пять лет;
ограничение
размера получаемых денежных средств и иного имущества от одной организации или
гражданина до 1000 базовых величин в год;
возможность
ликвидации политической партии в случае пропаганды войны, террористической,
экстремистской, иной запрещенной законодательством деятельности, деятельности,
наносящей вред государственным и (или) общественным интересам, а также
получения денежных средств и иного имущества из иностранных источников;
установление
универсальных основных целей и задач, которые должны быть закреплены в уставах,
наряду с иными целями и задачами, специфичными для каждой политической партии
(обеспечение незыблемости конституционного строя и гражданского согласия,
участие в управлении государством через своих представителей, содействие
реализации и защите прав, свобод и интересов граждан и др.);
необходимость
перерегистрации политических партий в течение 6 месяцев.
Среди
предлагаемых важных новаций в Закон Республики Беларусь «Об общественных
объединениях» следует выделить:
установление
обязанности для республиканских общественных объединений иметь организационные
структуры во всех областях страны и г. Минске;
возможность
подачи документов для государственной регистрации общественных объединений в
электронном виде;
упрощение
требований к юридическому адресу общественного объединения.
Кроме того, депутатский корпус рассмотрел четыре законопроекта о ратификации международных договоров.
Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Таджикистан о системе содействия взаимной торговле».
Соглашением определены основные принципы передачи информации о перемещении товаров и транспортных средств в соответствии с техническими условиями обмена информацией между таможенными органами двух стран, национальными законодательствами Республики Беларусь и Республики Таджикистан, нормами, стандартами и рекомендациями Организации Объединенных Наций, Всемирной таможенной организации, а также с учетом международного передового опыта по обмену информацией.
В соответствии с
Соглашением таможенные органы Республики Беларусь и Республики Таджикистан
будут обмениваться информацией о перемещении товаров и транспортных средств в
рамках системы содействия взаимной торговле.
Участники
внешнеэкономической деятельности, к которым будет применяться система
содействия взаимной торговле, получат приоритетный порядок совершения
таможенных операций (таможенного оформления) в пунктах пропуска, упрощение
таможенных формальностей, где это возможно, включая выделение отдельных полос
движения в целях сокращения времени оформления, а также неприменение
таможенного досмотра, за исключением случаев выявления риска нарушения
таможенного законодательства.
Уполномоченными
на реализацию Соглашения органами являются: в Республике Беларусь —
Государственный таможенный комитет; в Республике Таджикистан — Таможенная
служба при Правительстве Республики Таджикистан.
Реализация этого
документа позволит повысить эффективность таможенного контроля и будет
способствовать увеличению товарооборота между Республикой Беларусь и
Республикой Таджикистан.
Проект Закона «О ратификации Четвертого протокола о внесении изменений в
Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года».
Протоколом предусматривается дополнение статьи Устава ОДКБ положением о том, что государства — члены ОДКБ наряду с взаимодействием в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий будут также взаимодействовать в сфере биологической безопасности.
Кроме того, в
целях обеспечения бесперебойного функционирования Секретариата ОДКБ в условиях
возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных в том числе с
невозможностью осуществления Генеральным секретарем ОДКБ своих функций, Устав
ОДКБ дополняется положением о возможности досрочного прекращения полномочий
Генерального секретаря ОДКБ по решению Совета коллективной безопасности.
Проект Закона «О приостановлении действия Соглашения между Правительством
Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в сфере
образования».
Соглашение не
содержит положений о возможности его приостановления. Согласно статье 62
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года действие
Соглашения может быть приостановлено в связи с коренным изменением
обстоятельств, существовавших на момент подписания международного договора. При
этом приостановление действия Соглашения обусловлено необходимостью обеспечения
национальных интересов, в том числе в целях предотвращения оттока выпускников
учреждений общего образования за границу.
Проект Закона «О расторжении Соглашения между Правительством Республики
Беларусь и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области
культуры, образования, науки и техники, средств массовой информации».
В соответствии со статьей 14 Соглашения оно действует в течение пяти лет и автоматически продлевается на такой же срок, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону в письменной форме о своем намерении изменить или прекратить его действие не позднее, чем за три месяца до истечения срока действия Соглашения.
Законопроектом
предлагается прекратить действие Соглашения на основании пунктов 1, 2 статьи 62
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., которыми
предусмотрено прекращение действия международного договора в случае
существенного изменение обстоятельств, существовавших на момент его подписания.